Говорят, что в переводе с греческого, слово RAMMSTEIN означает "чудо", "необыкновенное событие", "феномен". Не известно, правда ли это, но то, что подобный перевод очень ярко характеризует немецкую металлическую группу RAMMSTEIN — факт пожалуй неоспоримый. Они культовые? Они сумасшедшие? Может быть... "Раммштайн", можно сказать, успешнейшая и самая спорная рок-группа Германии, и понять ее нелегко, но с кем-либо перепутать или вовсе не заметить просто нельзя. Мнения о "Раммштайн" кардинально расходятся: одни находят их слишком грубыми, скандальными, сексуальными и женоненавистническими и всячески отрицают. Другие восхищаются их уникальным сценическим шоу, фантастическими видеоклипами, суровым, но не таким уж идиотско-банальным содержанием текстов. Некоторые обвиняют их в право-радикальных и даже нацистских взглядах, приписывая в вину музыкантам выходки (честно говоря, далеко не всегда безобидные) их ошалевших поклонников. Но как бы то ни было, группа, чьи песни пробились в верхние строчки хит-парадов всего мира, чья музыка звучит в культовых фильмах и рекламных роликах, кому солидные музыкальные (и не только) журналы посвящают престижные полосы, заслуживает пристального внимания и изучения.
Особый интерес к "Раммштайну" в России придает, видимо, то обстоятельство, что сей "феномен" зародился в чем-то близкой нам по духу Восточной Германии (ГДР). Выросшие в соцлагере музыканты, впитавшие с молоком матери все прелести социализма, сумели все это трансформировать и излить в таком музыкальном продукте, который не только смог покорить сердца миллионов, но и с каждым днем завоевывает все более крутые позиции в музыкальном мире. Группа совершила еще и своеобразный прорыв в современной музыке — все их песни написаны и поются исключительно на немецком языке, который в мире никогда особенно музыкально-песенным не считался. А вопрос, что заставило ленивую и самодостаточную американскую аудиторию фанатеть от "чужеродной" и непонятной группы, может стать вообще отдельной областью для изучения. Наверное, дело не только в языке. Что же привело группу к подобному успеху, славе и культовости?
Итак, начнем по порядку. 80-е годы, Германская Демократическая Республика: Берлинская стена, железный занавес — место, прямо-таки созданное для подавления любого артистического и творческого самовыражения. Разделенные семьи, тотальный контроль под всеобъемлющим оком "ШТАЗИ" (местный КГБ), свой комсомол и т.п. Воспоминания одного из будущих участников группы: "Дома мы могли получать лишь случайную информацию о больших западных рок-группах. Мы не имели пластинок, а записи, если и доходили до нас, то во второй-третьей копии". Не правда ли, что-то знакомое?
Группа, впоследствии названная "Раммштайном", была образована в начале 1993-го года Рихардом Круспе, Тилем Линдеманном и Kристофом Шнайдером.
Тиль Линдеманн (Till Lindemann) родился 4 января 1964 года в Лейпциге. Вскоре семья перебралась в небольшой городок Шверин на севере ГДР. Тиль: "Мои родители — творческие люди. Они часто оставляли меня одного, и я мог делать все, что хотел. Прежде всего я интересовался спортом. Я очень хорошо плавал и поэтому в 10 лет поступил в спортивную школу, которая готовила резерв для тогдашней сборной ГДР. Все шло прекрасно. В 16 лет я поехал в Рим со сборной ГДР на первенство Европы. Кто во времена ГДР выезжал за границу — был королем! Раньше ведь не было возможности свободно выезжать за границу. Я был просто очарован Италией. После соревнований я смылся с девушкой, с которой до этого познакомился в Риме. Я хотел только посмотреть город! Мы с ней прогуляли целый день. На следующий день я доложил команде о своем возвращении. К сожалению, было уже слишком поздно. Я получил тогда серьезные неприятности — меня вызывали в "ШТАЗИ" на длительные допросы. То, что я совершил, для них было преступлением. В тот момент я впервые задумался над тем, в какой все-таки несвободной стране со шпионской системой мы живем. После этой поездки у меня уже не было сомнений на этот счет. Я на все плюнул и стал панком". В дополнение к вышесказанному стоит сказать, что Тиль является вице-чемпионом Европы по плаванию и, говорят, до сих пор по утрам плавает по 2500 метров. Глядя на широкоплечую и мускулистую фигуру Тиля (рост 1,92м., вес 81 кг.) зритель вправе ожидать от него громоподобного голоса в обычной жизни. Однако, по словам журналистов, Тиль говорит тихо, глубоким и нежным голосом. Он производит впечатление человека задумчивого, почти робкого и редко улыбается.
Тиль: "А я и в самом деле как большой ребенок — невоспитанный, но безобидный. Люди думают, что я всегда сильный, взрывной. Это не так. Я чувствительный и легко ранимый, а в любви романтичный и страстный". В родном Шверине Тиль работал в магазине грузчиком и ради удовольствия иногда играл на барабанах в нескольких панк-группах (например, в "First Arsch"). Тиль: "Постоянно, занимаясь каким-нибудь делом, я пел, пел всегда громко, а Рихард (Круспе), мой старинный друг, слушал меня часами. Мой голос, как он говорил, его всегда восхищал. Как-то раз он принес кассету с новой супер-тяжелой музыкой, а мне сказал: "Пой!" Вначале у меня не было желания всем этим заниматься, потому что я не хотел ехать в Берлин. Рихард уговаривал меня три дня и, наконец, переубедил. В квартире, которую он тогда делил со Шнайдером, мы проводили первые репетиции. Я должен был постоянно петь под одеялом, т.к. мой голос будил соседей. Мы втроем и образовали ядро группы".
Рихард Круспе (Richard Kruspe) родился 24 июня 1967 года в г.Виттенберг. Самое большое влияние в детстве на него оказала группа "KISS". Рихард: "KISS" для нас были абсолютным феноменом. Они представляли в наших глазах капитализм в чистейшем его виде, и каждый ребенок был заражен "KISS", как вирусом. Мы писали "KISS" на своих тетрадях, и если это попадалось на глаза учителю, можно было запросто вылететь из школы. Когда мне было 12 лет, в моей детской комнате висел постер "KISS". Мой отчим сорвал его со стены и порвал не мелкие кусочки. Я не спал потом всю ночь, но на следующий день, не сомневайтесь, он уже висел на своем прежнем месте..." Повзрослев, Рихард некоторое время работал кассиром, а так же пробовал себя в журналистике. С детства играл на гитаре. Участвовал в местной группе "Orgasm Death Gimmick".
Kристоф Шнайдер (Christoph Schneider) родился 11 мая 1966г. в Берлине. Играл на барабанах в группе "Die Firma". До этого 2 года работал грузчиком на горной метеостанции — таскал бородатым метеорологам ящики с приборами.
Итак, в составе Рихард Круспе (гитара), Kристоф Шнайдер (барабаны) и Тиль Линдеманн (вокал ) группа начала свои первые репетиции. Летом 1993-го года ребята впервые попробовали свои силы, приняв участие в Берлинском городском рок-фестивале. Дебют оказался на редкость удачным: группа, в то время не имевшая даже названия, победила в конкурсе и получила в качестве приза право на запись в профессиональной студии. Очень скоро стало ясно, что для той музыки, которую хотели играть ребята, троих музыкантов было явно недостаточно. В состав команды вливаются басист Оливер Риедель (по прозвищу "Ларс"), гитарист Пауль Ландерс и клавишник Kристиан Лоренс (по прозвищу "Флэйк").
Все ребята так или иначе знали друг друга раньше по совместным выступлениям и поездкам.
Пауль Ландерс (Paul Landers) родился 9 декабря 1964 года в Берлине. До того как заняться музыкой работал лишь один раз — кочегаром в библиотеке. Одно время играл вместе с Kристофом Шнайдером в группе "Die Firma", затем участвовал в "Feeling В".
Kристиан Лоренс (Flake Lorcnz) родился 16 ноября 1966 года в Берлине. Как и остальные участники будущей команды в юности он осваивал различные рабочие специальности. Работал грузчиком на бойне, затем выучился на слесаря-инструментальщика. Играл на клавишных вместе с Ландерсом в группе "Feeling В".
Пауль и Kристиан оказались, пожалуй, самыми профессиональными музыкантами в группе. За их плечами было участие в "Feeling В" — группе, сделавшей себе имя в Восточной Германииеще до падения Берлинской стены. Она была одной из первых немецкихпанк-команд, кому удалось выпустить диск еще в 1989 году. Затем группа выпустила еще два альбома и даже видео. В творчестве "Feeling В" стоит отметить еще один замечательный момент. Одна из песен на их альбоме была записана на русском языке. Что подвигло участников команды записать песню "Тревожная молодость"("Работа наша такая, жила бы страна родная..." Пахмутовой и Ошанина) на русском языке, не известно, зато, по словам очевидцев, в свое время пластинку с песней можно было свободно купить и в московских магазинах.
Оливер Риедель (Oliver Riedel) родился 11 апреля 1971 года в Швeрине. Играл в группе "Inchtabokatables". Работал штукатуром. Известен своим взрывным темпераментом. Однажды избил своего соседа за громкую музыку, за что его чуть не посадили.
Собравшись в полном составе, участники новоиспеченной команды принялась за сочинительство и репетиции. За сочинение текстов стал отвечать Тиль. Сочинением музыки занимались коллективно. Группа в тот момент нигде не выступала, играла лишь на вечеринках у друзей. Почти год, до середины 1994-го года, группа так и не имела названия. О нем задумались лишь тогда, когда с фирмой "Motor Music Gmbh" удалось подписать контракт на выпуск первой пластинки. Тиль: "Мы были вынуждены быстро придумать какое-нибудь название. Кто-то из нас сказал: "Rammstein". Это название все сочли очень хорошим: Ramm (таран) и Stein (камень) выражают движение, силу и твердость". "Rammstein" в буквальном переводе означает "таранный камень", а в Германии этим словом называются специальные каменные заграждения на тротуарах для автомобилей. Судьба, однако, сыграла с раммштайновцами злую шутку. Когда группа стала известной, многие стали интерпретировать название совсем по-другому, подозревая музыкантов в намеренной провокации.
Дело в том, что в августе 1988 года на базе НАТО в маленьком немецком городе Рамштайн (одно "м") вовремя проведения показательных полетов произошла трагедия. В воздухе столкнулись два истребителя и рухнули на головы зрителей. Пятьдесят человек было сожжено заживо, еще более 30-ти умерло затем в больнице, десятки были искалечены.
Дело происходило в Западной Германии, и участники "Раммштайна" об этом ничего не знали. А когда узнали, то единогласно решили съездить на место трагедии и увидеть его своими глазами. Со временем само название "Раммштайн" стало для противников группы своеобразной красной тряпкой, а команда оказалась в роли общественного провокатора. Одна из первых написанных песен группы была посвящена как раз вышеупомянутой трагедии. Эта одноименная композиция, появившись в ответ на злобные выпады, быстро стала своеобразным гимном группы. Интересно, что после этой скандальной истории сами музыканты иногда утверждали в интервью, что название появилось именно как напоминание о катастрофе. Однако вернемся чуть назад.
Весь 1994-й год участники новоиспеченной команды посвятили поискам своего неповторимого стиля и звучания. Все раммштайновцы играли до этого в группах с совершенно разными стилями, но, по их собственным словам, никто из них не был творчески удовлетворен. Собравшись вместе, они скорее знали, какую музыку не хотят играть: "Наш стиль стал совсем не тем, что мы сначала искали, и вышел за рамки понимания. Мы не хотели делать пародию на американскую музыку или что-то похожее на панк. Это должно было быть что-то, что мы могли делать все вместе..."
На формирование стиля повлияло еще одно обстоятельство: "Все мы родились в Восточной Германии, и музыка, которую мы слушали в детстве, была под запретом. Да, мы находили различные лазейки, доставали записи и т.п., но, в целом, такая ситуация превратила нас в белый лист бумаги, не замаранный практически ничем".
Этот заряд нереализованности и в то же время "чистоты" привел к созданию стиля и звучания, по которому "Раммштайн" нельзя ни с кем перепутать. Синхронная, слаженная связка из двух гитар на фоне жесткой, но ритмичной основы, созданной басом и барабанами, дополняемая современным электронным звучанием клавишных и холодным металлическим голосом Тиля с раскатистым Р-р-р" — новый стиль от "Раммштайна", который сами музыканты окрестили "танцевальным металлом". Касательно гитарного звучания можно уточнить еще одну подробность от Пауля Ландерса: "Наши обе гитары в "Раммштайне" настроены в тональности "ре". Дело в том, что мы независимо друг от друга еще до основания группы, были в Америке и там видели группы, которые играли на гитарах в этой тональности совершенно другие вещи, чем на гитарах, настроенных как обычно. Мы это позаимствовали и используем. Кто не знает, что я имею в виду, должен послушать "Clawfinger", которые тоже настроены на "ре". Поэтому мы должны все время менять гитары. Это можно всегда легко наблюдать, когда гитары "Раммштайна" меняются, например, из тональности "ми" в тональность "ре".
Как потом выяснилось, большим взносом в копилку последующего успеха группы стало решение петь на немецком языке. Окончательно оно было принято на одной из пьянок, когда ребята поняли, что тексты под их музыку никак не звучат на английском. Из-за этого первоначально даже возникли сложности с подписанием первого контракта. Боссы звукозаписывающей компании откровенно пытались навязать им английский язык. Казалось бы, приняв такое решение, группа заранее обрекала себя на замкнутость исключительно на немецкоговорящей аудитории, однако, получилось совсем по другому. Этот, казалось, самоубийственный шаг для команды, изначально претендовавшей на мировую известность, очень быстро стал визитной карточкой группы, за что ее сразу полюбили многие эстеты за пределами Германии.